Наш опрос

Нравится ли вам читать книги на языке оригинала?
Всего ответов: 39

Статистика

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Рейтинг сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь

Праздники России




Вторник, 14.08.2018, 22:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя английского языка
Главная | Регистрация | Вход
Моя педагогическая философия


Эссе
«Моя педагогическая философия»
 
Принципы общения с «инопланетянами»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь.
И любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
 
     Однажды, читая книгу, я обнаружила в ней одну странную и парадоксальную на первый взгляд мысль: «Издавна люди устремляют взгляд в небо, ожидая найти там неведомый инопланетный разум, и не замечают, что самые настоящие инопланетяне находятся рядом с ними – это дети. Вот уж воистину, тот, кто сумеет понять, о чем и как они думают, заслуживает Нобелевской премии».
     И вот к этим «инопланетянам», маленьким и не очень, я иду каждый день, иду, чтобы учить их, чтобы помогать им, чтобы воспитывать и развивать в них не только ум, но и душу. Как сказал Януш Корчак: «Детей нет, есть люди», и, конечно, все эти маленькие люди разные; каждый из них уникален. И самый шебутной озорник, и самая застенчивая девочка несут в себе целый мир, понять и принять который должен учитель.
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…»
     Учителя, да и родители, когда речь идет о каком-нибудь «трудном» ребенке, часто задаются вопросом о том, как его изменить, как его перевоспитать. А, может, не надо перевоспитывать? Может быть, стоит просто попытаться понять и, заслужив доверие ребенка, получить «пропуск» в его мир? И уже потом, не приказывая и не заставляя, помочь своему подопечному подправить росток его души, развернуть его к людям и окружающему миру, объяснить, что мир совсем не враждебен ему.
     Но насколько же трудно не знать, а именно понимать, что происходит с ребенком. Мы сами были детьми, но разве мы можем вспомнить, о чем мы думали, чего боялись, о чем мечтали, когда нам было, например, 8 лет? Я не говорю сейчас о каких-то поворотных и значимых событиях в жизни ребенка, которые поневоле врезаются в память. Нет, речь идет о его повседневных мыслях и переживаниях, из которых и складывается вся жизнь - день за днем, кирпичик за кирпичиком - складывается его личность, и именно эти «кирпичики» должен понять учитель, поскольку они оказывают огромное влияние на поведение ученика и на его успехи в учебе.
      В школе я работаю не так давно, но за эти 4 года я неоднократно задавала себе вопрос: «Ну как понять, что творится у него в голове?». И сейчас я прихожу к выводу: «А, может, чтобы понять ребенка, нужно самому быть немного ребенком?». Мне кажется, каждый взрослый должен оставить в своем сердце частичку детства и, время от времени, возвращаться в эту счастливую пору, снова становясь беззаботным малышом, бунтующим подростком, задумчивым юношей. И тогда разговор между учителем и учеником не будет напоминать беседу двух инопланетян из разных миров, а станет равноправным диалогом и источником развития как для юной души, так и для педагога.
     Как же сохранить в себе это детское восприятие мира? Я делаю это через игру. Дети любого возраста любят играть (другое дело, что и игры для младших школьников и для старшеклассников различаются как по форме, так и по содержанию). И я, уже давно выйдя из детского возраста, с удовольствием включаюсь в процесс мною же самой предложенной игры. Используя игры на уроке, я заметила, что чем мне самой веселей и интересней на занятиях, тем больше дети «заражаются» радостью и энтузиазмом, тем охотнее работают и выполняют все задания, которые без игры показались бы просто скучными и занудными.
     Итак, способность понимать и принимать – одно из необходимых качеств педагога. Но помимо того, что понимать, детей нужно еще и любить. Дети удивительно тонко чувствуют отношение к ним: на любовь они отвечают любовью, на имитацию любви – презрением. К тому же, я уверена, когда человек чувствует, что его любят, он старается быть достойным этой любви. Как писал Пришвин: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя». Так давайте же не будем говорить нашим детям, какие они невоспитанные, неблагодарные и невыносимые. Давайте просто их любить!
     И именно любовь – вторая составляющая моей педагогической философии. Но союз понимания и любви будет не прочен без терпения. Ученики ведь далеко не всегда сразу отвечают на дружественную инициативу учителя и почему-то не хотят в сжатые сроки пересмотреть свое поведение и отношение к учебе. Вот поэтому терпение учителю просто необходимо, ибо оно – «последний ключ, открывающий двери» к юному сердцу.
      Конечно, было бы величайшей ошибкой не упомянуть еще один компонент моего учительского мировоззрения – профессионализм, ибо именно он - незаменимый помощник в работе и объект уважения не только со стороны коллег, но и детей. Но профессионализм не приходит сразу, человек должен постоянно работать над собой, крупица за крупицей собирая и изучая мастерство других людей и приобретая свой опыт. Настоящее мастерство, на мой взгляд, подобно алмазу, оно прочно и постоянно оборачивается новой гранью, коих опытный мастер обнаруживает неисчислимое множество.
     Ну вот, и всплыли все четыре кита моей педагогической философии – Понимание, Любовь, Терпение и Профессионализм. У меня, конечно, это пока еще не взрослые киты, а, скорее, китята, смело отправившиеся в странствие по океану «Школа». Я плыву вместе с ними и надеюсь, что мои «китята» будут расти и развиваться. И думаю, нам с ними будет долго по пути…
 
«Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку».
 Гераклит.

Copyright MyCorp © 2018